Бойцовский характер

— Вячеслав Георгиевич, первый вопрос — как водится: расскажите немного о себе.

— Биография простая. Отец и воевал в Таманской дивизии, и после войны там служил. Там и я родился  в селе Петровское Наро-Фоминского района. Окончил в 1973 году Московское высшее общевойсковое командное училище. Занимался спортом, стал кандидатом в мастера по легкой атлетике – например, на 1500 метров показывал результат 3:48. Был чемпионом ГСВГ по военному троеборью. Потом пригодилось: в военной разведке отличная физическая подготовка обязательна. Так что и в 40 лет вместе с личным составом бегал по 20-30 кило- метров. Служил в Германии, Польше, в Поволжье, в Туркмении. В 1991 году окончил Академию имени Фрунзе, общекомандный и оперативно-тактический факультет.

— Непростая специальность.

— Это управление большим количеством личного состава и разнообразной техникой. А также всем хозяйством – снабжение, связь, медики… После службы в войсках был назначен в Центральный аппарат МЧС России, где с 1995 года проходил службу в Департаменте войск и сил, а также в Управлении безопасности МЧС России. В 1998 году ушел в отставку.

— А на гражданке?

— Начал с общественной жизни. С 1996-го по 1999-й был депутатом Дубненского городского Совета депутатов, председателем комиссии по экономике, промышленности и муниципальной собственности. С 2003-го по настоящее время зам. председателя, председатель Ревизионной комиссии Московского областного комитета Общественной организации ветеранов войны и военной службы. С 2006-го по настоящее время на различных должностях в ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» Федеральной службы «Росприроднадзор». Это технические и экологические экспертизы, контроль за вредными воздействиями на окружающую среду. Сами понимаете, проблема острая.

— Боевые награды за выполнение интернационального долга?

— В Афганистане был с августа 85-го по август 87-го. Командовал усиленным батальоном в провинции Баглан и приданными афганскими частями и подразделениями, общей численностью почти 11 тысяч человек. К январю 86-го был освобожден центр провинции, город Баглан, с населением более 127 тысяч жителей. А потом стали налаживать мирную жизнь. И уже к лету сумели переломить обстановку люди начали засевать поля, рынки ожили, ткацкая фабрика. Возобновили работу школы. Даже футбольный матч провели со сборной провинции. В общем, позиции укреплялись. Но тут Горбачев объявил о выводе войск…

— То есть практический опыт управления в ситуации кризиса имеется. И депутатский опыт.

— Да, опыт есть. Работа в городском Совете показала, как трудно сопротивляться давлению местных «князьков». Но твердая позиция группы депутатов позволяла во многих случаях принимать решения в интересах большинства жителей. И как показывает развитие города, решения эти были верными. А ряд шагов администрации, сделанных вопреки нашей позиции, в итоге привел к тяжелейшим проблемам в городском ЖКХ. Но это отдельная история. Давайте вернемся в сегодняшний день. 

Кто за что держится

— Как считаете, много ли зависит от депутата областной Думы? Насколько он может повлиять на качество жизни людей?

— Вопрос прежде всего в том, хочет ли депутат что-то сделать. Если не хочет, будет искать причины и виноватых: правительство, кризис, что угодно. Если хочет – будет искать средства. И найдет.

— На любом уровне?

— Конечно. Областная власть – в центре, между государственной и муниципальной. От верхнего уровня зависит, но и влиять на него может. Например, вносить законодательные инициативы. Нижним уровнем управляет, но если решения приняты неверно – их выполняют «на местах» только на бумаге, для отчета. Я считаю региональный уровень самым сложным, но и самым перспективным. И вес достаточно серьезный, и к реальной жизни близко.

— Но жизнь области определяется положением в стране.

— Объективно, конечно, положение критическое. То, что сейчас происходит с экономикой и обществом – во многом тяжелое наследие деятельности Горбачева-Ельцина-Чубайса и всей той компании. Либеральная экономическая политика, зависимость от доллара, разрушение реального сектора экономики… Узкий круг лиц хапнул всё, оставив нищими большинство. Сложился огромный разрыв между народом и властью.

— Точнее, наверное, между народом — и теми, кто у власти пристроился.

— Нам говорят, денег нет, но вы держитесь. Или там идите в бизнес. Но при этом кто-то строит особняки по 120 комнат в Подмосковье, имеет яхты, личные самолеты… И это менеджеры госкорпораций, которые по сути должны быть слугами государевыми. Где совесть? Эти люди даже не понимают, в какой стране живут. У кого-то пенсия меньше 10 тысяч, у них премия — миллион. В день. Этим людям никто не советует «держаться» или идти в бизнес… Они за свои места и так зубами держатся – не оторвешь. А «бизнесом» давно сделали государство.

— Так что деньги в России есть, но…

— Нет справедливого их распределения. И прилагать все усилия, чтобы эта справедливость появилась – главная обязанность депутата. Всегда есть «вилка»: думать о людях — или штамповать готовые решения, спущенные кем-то. Второе удобнее и выгоднее. Так и поступает большинство депутатов на всех уровнях – федеральном, областном, муниципальном.

У едроссов нет вопросов?

— Вы имеете в виду, так сказать, однопартийное большинство?

— Огульно судить не хочу. В любой партии есть люди честные и порядочные. Но факты говорят сами за себя. На всех уровнях – от горсоветов до Госдумы – большинство монополизировано одной и той же партией. И ровно тем же большинством голосов регулярно принимаются антинародные законы. Развал здравоохранения, катастрофа в науке и образовании, кривобокая пенсионная реформа – все творится с прямого согласия депутатов от партии-монополиста. Кто из пресловутого «единого большинства» встал хоть раз и сказал – «Да что же мы делаем со страной?» Кому хватило смелости хотя бы задать вопрос?

— Зачем? Их и так неплохо кормят…

— Вот недавний пример – когда депутаты Госдумы единым махом, в последний день перед отпуском, приняли аж… 160 законов (включая скандальный закон о ювенальной юстиции). Что за бред? При нормальном подходе один-то закон месяцами доводить нужно – думать, задавать вопросы экспертам. Но у этого большинства никаких вопросов, похоже, нет. Они готовы делать все, что им сказано – даже открыть дорогу прямому разрушению семьи, а значит, и страны.

— Ну, это Госдума. А Вы-то в областную идете. Все-таки к земле поближе.

— В области такое же единороссовское большинство штампует свои законы. Тоже за примерами далеко ходить не надо. И вопросов – много. Кто допустил, чтобы подмосковные ветераны труда, ветераны военной службы лишились права бесплатного проезда по Москве? Кто разрешает вырубать леса, застраивать коттеджами заповедные места? Кто позволяет отбирать земли у городов и сел? Куда исчезают бюджетные места из областных вузов? Например, в Университете «Дубна» их больше нет на специальности «Государственное и муниципальное управление». Как это понимать – бедным, хотя и способным, людям в чиновники идти не положено? Или вот, вместо того, чтобы наводить реальный порядок, выдумывают какую-то «хартию дачников».

— Все дачные территории обнести заборами, видеокамер налепить?

— Ну да, и все – за счет самих же дачников! Иначе – многотысячные штрафы. Зачем? Миллионы горбатятся на участках, решают своими силами продовольственную проблему и хотят только одного: чтобы их не трогали. Налоги уже взвинтили, теперь хотят совсем придавить? И все эти издевательства над людьми — с единодушного одобрения «подавляющего большинства» нынешних депутатов. Так происходит буквально во всех сферах нашей жизни: медицина, образование, экология, ЖКХ.

В коммунальном тупике

— Тема ЖКХ затрагивает интересы каждого. Какие проблемы и решения Вы здесь видите?

— Трудно найти в подмосковном ЖКХ хоть что-нибудь беспроблемное. Износ инфраструктуры (труб и прочих сетей), состояние жилого фонда и капремонт, чехарда с управляйками, непрозрачные и завышенные тарифы и нормативы, хитрые платежи…

Ваша позиция по вопросу капремонта?

— Грабительский закон о капремонте прямо противоречит действующему Закону о приватизации (ст.16). Согласно ему, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Закон этот не исполнялся и не исполняется до сих пор. Людям отдали дома с текущими крышами и треснувшими стенами, изношенными трубами и аварийной проводкой, а дальше как хотите. Как говорится, кому должен – всем прощаю.

— Но ведь была программа софинансирования?

— Да, был и такой закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ. Он действовал с 2007 по 2013 год, после чего почил в бозе. По нему государство хоть какие-то средства от своих щедрот народу кинуло. Но тут нужен был четкий контроль, организация процесса. Анализ ситуации, сбор и обоснование заявок. А депутатское большинство, сформированное известно какой партией, такими «мелочами», как состояние домов, особо не занимается. В итоге, например, поселок Запрудня получил на капремонт жилых домов за все время… 5 миллионов. Что можно сделать на эти деньги? Крышу на паре домов покрыть? Сельские поселения Талдомского района не получили вообще ни копейки. Если бы депутаты – и местные, и областные – работали в интересах народа, жителей своих округов, такого позорного провала не произошло бы.

— В чем решение?

— Быстрого и легкого решения нет. Но СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ требует, чтобы государство остановило сбор платежей до выполнения обязательств по капремонту. Мы продолжаем сбор 10 миллионов подписей под этим требованием. А там, где ремонт проведен – средства сдавать только на спецсчета домов, не допускать обезличенного сброса наших кровных в черную дыру регионального оператора.

— Что с тарифами и нормативами?

— В условиях инфляции совсем прекратить рост тарифов нельзя, можно его только сдерживать. И это государство так или иначе делает. Но есть другая сторона проблемы, где вмешательство депутатов необходимо и возможно. Мы должны заставить поставщиков ресурсов (тепла, воды, электричества) и коммунальных услуг раскрыть карты. То есть обосновать сами тарифы, а не их ежегодное повышение. По экспертным оценкам, например, одна гигакалория тепла обходится примерно в 900-1100 рублей. А продают ее нам в среднем за 1900. Не слишком ли жирно? Похожая картина с нормативами. Все владельцы счетчиков воды (и газа) знают: реальное потребление в разы меньше установленного неизвестно кем «норматива». Мы когда-то проводили по Дубне оценки: «рассчитанное» водоканалом суточное потребление оказалось… намного больше, чем суммарная мощность всех насосов при непрерывной работе! А они хотели, чтобы им за этот объем заплатили.

— А в чем хитрость с платежами?

— В том, например, что везде существуют паразитные структуры – посредники, которые собирают деньги с населения и перечисляют поставщикам ресурсов. Но их услуги влетают нам совсем не в копеечку… В зависимости от аппетитов, это от 1,5 до 5 % от суммы. С вашей платежки, допустим, в 4000 посредники получают от 60 до 200 рублей – каждый месяц! Особенно интересно, когда эти структуры принадлежат не городу или области, а неким частным ООО.

— Можно ли обойтись без посредников?

— Правительство вроде и разрешило населению заключать прямые договора с энергопоставщиками, но… только с согласия поставщиков. Они не обязаны работать с жителями напрямую. Похоже, мы так и будем платить лишние деньги, но мимо бюджета. Сходный пример – из сферы транспорта. Выпустили областную карту «Стрелка». Дело вроде хорошее. Но почему- то ее обслуживание отдали на откуп частной компании, которая берет за свои услуги 5% от суммы. В масштабе Подмосковья – огромные деньги.

— Но за обслуживание надо платить…

— Конечно. Вопрос в другом. Почему не сделать госпредприятие? Мы бы платили пусть те же проценты – но не частнику, а в бюджет области. Таких примеров бесхозяйственности много. Но если в областную Думу придут новые люди, способные ставить вопросы и добиваться ответов, выход из коммунального тупика найдется.

Ртутные реки, фенольные берега

— Экология Вам близка чисто профессионально, так?

— Скоро 11 лет, как работаю в этой сфере, так что представление о болевых точках сложилось – и по Дмитровскому, и по Талдомскому району, и по Дубне. Хищническое отношение к охраняемым природным территориям (заповедникам, заказникам) – таким, например, как озеро Круглое. Наша партия активно помогает дмитровчанам в борьбе за спасение этого чудесного уголка от незаконной застройки. Есть беды с очистными сооружениями. И, конечно, острейшая проблема с полигонами ТБО (попросту говоря – свалками).

— Свалки, наверное – главная беда в экологии Подмосковья?

— Во всяком случае, тяжелейшая. Одна из причин – давление мегаполиса, который вываливает к нам миллионы тонн мусора. Другая – грубые ошибки областного руководства. Обещали понастроить заводов по переработке мусора – и под эти обещания разом закрыли полигоны в Дмитрове, Талдоме, Дубне. А заводов как не было, так и нет. Приходится вывозить мусор кто куда. Из Дубны – в Клинский район, из Талдома – вообще в соседнюю Тверскую область. В итоге стоимость вывоза ТБО, например, для жителей Дубны выросла аж на 43%. Кто за это ответит?

— Но закрыть, например, полигон в Икше требовали сами жители.

— Есть разные ситуации. Этот конкретный полигон надо было закрывать срочно, он превратился в местный «Чернобыль». И мы 5 лет потратили на то, чтобы это- го добиться. Там была полная бесконтрольность – сбрасывали запрещенные материалы: тяжелые металлы, ядовитую органику и прочее. Отравили реки, леса, озера. Даже на больших расстояниях от свалки в грунтовых водах превышены ПДК по ртути, свинцу, фенолам… А ведь кругом жилье. И мало того, что травят – имеют наглость не платить за ущерб.

— Это как же?

— А очень просто. На том полигоне пришлось даже проводить выездное заседание областной Думы. Я там называл цифры. Организация, управляющая полигоном, должна бюджету – только за три года! — 1,5 миллиарда за негативное воздействие на окружающую среду. И что? Срок давности по этому нарушению – те же три года, вот им каждый год и «прощают» по полмиллиарда. Так что господа мусорщики в ус не дуют. К сожалению, не только они.

— Масштаб проблемы намного больше?

— Судите сами. В Подмосковье около 870 000 юридических лиц, из них крупных – более 250 000. Все они обязаны оформлять документы о степени воздействия на окружающую среду. И платить весьма серьезные суммы. Но в реальности платят, что положе- но, процентов 10. По самым скромным оценкам, бюджет области недополучает на этом более 7 миллиардов в год. Это же дикость! Ущерб наносят всей природе, а значит – не только нынешнему поколению, но и следующим. Какие три года? Нужны законодательные решения и депутатский контроль.

— Очистные сооружения. В чем проблема – плохо работают?

— Плохо то, что не везде они есть. Жители Вербилок, например, много лет бьются за то, что- бы у них появились очистные. До сих пор стоки всего поселка отправляются … прямо в речку.

— В Дубну?

— Да, и дальше – в Волгу. Сейчас, правда, району опять обещают средства на строительство. Дадут ли – время покажет. Но ущерб, уже нанесенный природе Подмосковья, оценкам не поддается.

— И никто за это не ответит…

— Чудес не бывает. Ведь кто- то же в нынешней власти прикрывает все эти безобразия? Где-то сидят нечистые на руку чиновники, которым безразличны людские беды? Нужен жесткий депутатский контроль. Нужны законодательные решения на разных уровнях. Что-то на областном, что-то на федеральном. И наша партия готова работать по всем направлениям, чтобы оправдать доверие земляков.

Приходите 18 сентября на выборы. Поддержите СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ.